Тема урока. Первое понятие о равенстве.
Цели урока:
- Познакомить с понятием числового равенства и со знаком равенства «=».
- Развивать внимание и наблюдательность.
- Научить учащихся устанавливать взаимно-однозначное соответствие и переводить его в символический знак.
Цели:
формировать личностные УУД:
● широкая мотивационная основа учебной деятельности.
формировать регулятивные УУД:
● принимать и сохранять учебную задачу;
● учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
умение соотнести «что знаю», «что умею», «что не знаю» с помощью учителя;
формировать познавательные УУД:
● осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
● осуществлять синтез как составление целого из частей;
● строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
формировать коммуникативные УУД:
● учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
● формулировать собственное мнение и позицию;
● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
● задавать вопросы;
● контролировать действия партнёра.
Метапредметные планируемые результаты:
● работать с информацией представленной в различных форматах;
● понимать информацию, представленную в неявном виде, например, выделять общий признак группы элементов;
● описывать по определённому алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта;
● по результатам наблюдений находить и формулировать правила;
Предметные планируемые результаты:
Содержательная линия "Равенства"
-
познакомить с понятием числового равенства и со знаком равенства «=».
Оборудование урока:
– учебник «Математика», 1-й класс, ч. 1, (авторы И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина). Изд. «Учебная литература»; ИД Фёдоров, 2011;
– рабочие тетради по математике;
– цветные карандаши;
– пенал;
– компьютер + компьютерные презентации «Равенство», «Физкультминутка».
– интерактивная доска.
– раздаточный материал: карточки для работы в парах, карточки с равенствами
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.Оргмомент (1 мин.)
Цель: создать доброжелательную атмосферу, мотивацию на учёбу.
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Прозвенел уже звонок? (да)
– Уже кончился урок? (нет)
– Только начался урок? (да)
– Хотите учиться? (да)
– Значит можно всем садиться.
– У нас сегодня на уроке гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.
– Поиграем, посчитаем, что-то новое узнаем. Возьмём с собой воображение, внимание, наблюдательность, настойчивость – и смело в путь!
|
Подготовка класса к работе.
|
Личностные:
– самоопределение;
Регулятивные:
– целеполагание;
Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
|
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
( На экране изображён осенний лес, где «спрятались» цифры 1,4,6)
- Что изображено на картинке? В чём необычность этого леса?
Какие цифры спрятались? С какими же числами и цифрами мы продолжим работать сегодня на уроке?
(На магнитной доске выставляются цифры 1, 4, 6)
- А хотите отправиться в путешествие в математический лес?
Что происходит с листьями в осеннем лесу? Вот и у нас в классе начался листопад.
( На экране появляются 6 кленовых и 4 берёзовых листа)
Какие листья изображены? Как, не считая, узнать, каких листьев больше?
( Учащиеся помогают учителю соединять листья парами)
Каких же листьев больше и на сколько? Над чем же мы продолжим работу на уроке? (Будем сравнивать множества)
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Коммуникативные:
– формирование умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные:
– формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развитие памяти.
|
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие (2 мин).
Цель : готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
|
Создает эмоциональный настрой на урок.
- Каких животных можно встретить в осеннем лесу? К нам спешит гость. Кто он? ( Загадка)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком.
( На слайде рисунок ежа)
К нам за помощью обращается папа-ёж. Его дочка и сын попросили принести листья для утепления пещерки. Что надо сделать с листьями, чтобы детям ёжика было необидно? (Уравнять листья)
Как мы это сделаем?( 2 способа)
|
Анализируют
|
Коммуникативные:
– формирование умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные:
– формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развитие памяти.
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)
Цель:
– создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность.
|
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Озвучивает тему и цель урока. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
– Каким числом обозначим количество кленовых листьев? (числом 6).
– Каким числом обозначим количество берёзовых листьев? (числом 6).
– Что можно сказать о количестве кленовых и берёзовых листьев? А как это записать? А кто хочет научиться записывать равенства?
– Может, кто-то догадался, какая сегодня тема уроки? Что мы будем изучать?
– Я вам немного помогу: откройте стр. 36.
РАВЕНСТВО.(Записывает на доске тему урока)
– Как вы понимаете, что такое равенство? (Равенство это когда все одинаково).
– Глядя в учебник, подумайте, чему мы будем учиться? (как записывать равенства, учиться находить равенства и составлять их).
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Озвучивают понятие равенства.
|
Регулятивные:
– целеполагание:
- самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Познавательные:
– постановка вопросов;
– общеучебные:
– самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
– логические: формулирование проблемы;
Коммуникативные:
– выражение своих мыслей;
– аргументация
своего мнения;
– учёт разных мнений.
|
4.Открытие нового знания (5 – 8 мин).
Цель:
– построение и фиксация нового знания.
|
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Работа с учебником стр. 36, №74. Работа в парах.
– Кого вы видите на картинке.
Работа в тетради
– Сколько желудей у кабанчика?
– Сколько морковок у ослика?
– Сравните количество желудей у кабанчика и количество морковок у ослика. Используйте слова БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СТОЛЬКО ЖЕ.
– Это можно записать так: 4 = 4. (запись в тетрадь)
Такая запись называется РАВЕНСТВО. = - знак равенства.
Читается запись так: ЧЕТЫРЕ РАВНО ЧЕТЫРЁМ.
– Сконструируйте знак «равно» из предметов на парте. Покажите. На что он похож?
– Сравните количество кабанчиков и количество осликов на рисунке. Запишите свой ответ с помощью математических знаков. Прочтите своё равенство.
– Если ещё 2 жёлудя упадут на землю, сколько желудей станет у кабанчика? Запишите ответ.
– Если ослик принесёт с грядки ещё 2 морковки, сколько их станет у ослика? Запишите ответ цифрой.
– Что теперь можно сказать о количестве желудей и морковок?
(Их опять поровну).
– Какое равенство можно записать? (Ученики записывают в тетради: 6 = 6)
– Прочитайте равенство. (Дети читают хором)
– Запишите равенство для наших листьев.
|
Формулируют выводы наблюдений.
|
Познавательные:
– формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Регулятивные:
– формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
– формирование и отрабатывание умения согласованно работать в группах и коллективе
|
Физминутка (презентация)(1 мин.).
Сколько зайчиков у нас.
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге
Столько раз поднимем руки.
|
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
|
Организует:
– взаимопроверку;
– коллективную проверку;
– проверку выполнения упражнения;
– беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
– оценочные высказывания обучающихся;
– обсуждение способов решения;
– поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий).
– Сколько на рисунке енотов?
– Сколько на рисунке медвежат? лисят? Уток?
– Сколько на рисунке зверей, птиц? Запишите.
– Каких животных на рисунке одинаковое количество? Запишите равенства.
|
Формулируют выводы наблюдений.
|
Регулятивные:
– формирование умения принимать и сохранять учебную цель.
– формирование умения планировать свою деятельность
– формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
– формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
– формирование умения слушать и понимать других.
– формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
– формирование и отрабатывание умения согласованно работать в группах и коллективе
Познавательные:
– формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.
– формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
Личностные:
– формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
– формирование общего представления о моральных нормах поведения.
|
Физкультминутка (1 мин.).
А сейчас мы дружно встанем, Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернись, наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок. И на месте прыг да скок.
А сейчас мы сядем дружно, Нам еще работать нужно
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)
Цель :
– самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
|
Организует:
– взаимопроверку;
–коллективную проверку;
–проверку выполнения упражнения;
–беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
–самостоятельную работу.
– Поиграем в игру «Хлопок».
– Какая из этих записей является равенством ?
Слайды: 3 = 3, 5 =2, 6 = 6, 1 = 8, 4 = 4
|
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
|
Регулятивные:
– формирование умения принимать и сохранять учебную цель.
– формирование умения планировать свою деятельность
– формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
– формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности .
Познавательные:
– формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
Коммуникативные:
– формирование умения слушать и понимать других.
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин).
Цель:
– соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
|
Организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
– Как называлась тема нашего урока?
– Какие задачи ставили перед собой?
– Какие трудности нам встретились?
– Как мы их решили?
– Достигли ли мы намеченного результата?
Самооценка деятельности на уроке при помощи «светофора».
– Цветные квадраты – кто доволен своей работой – зеленый квадрат
– Кто думает, что мог бы быть и поактивнее – жёлтый квадрат
– Кто не доволен, как он работал – красный квадрат
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
|
Регулятивные:
– формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
– формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.
|
|