Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 08.07.2025, 12:48

Учителям, родителям, всем, кому не безразличен ребёнок.

Меню сайта
Форма входа

Статьи для родителей

Так начинаются школьные годы
21/09/2014

Поступление в школу - переломный момент в жизни каж­дого ребенка, момент, с наступлением которого кардиналь­ным образом меняется весь образ жизни. Как организовать адаптационный период ребенка в школе, чтобы не причи­нить вреда здоровью малыша, укрепить в нем веру в свои силы, интерес к учебе, к окружающим людям? К кому обра­щаться при возникновении трудностей и проблем и как гра­мотно решать эти проблемы?

С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу?
Согласно закону РФ «Об образовании», ребенок, достиг­ший 6,5-7 лет, имеет возможность обучаться в школе. Однако каждому ребенку присущ свой индивидуальный темп разви­тия, и ребята, имеющие одинаковый календарный возраст, мо­гут находиться на разных этапах созревания. Статистика сов­ременной школы говорит о тон, что с каждым годом в первые классы приходит все больше детей, не достигших уровня школьной зрелости." Это означает, что ребята находятся в очень невыгодном положении в процессу обучения. Они вы­нуждены работать в режиме перенапряжения, и нм значитель­но труднее адаптироваться к системе школьных требований. Если ваш ребенок достиг 6,5-7 лет, обратитесь к квалифи­цированному психологу, с тем чтобы прояснить реальный уровень биологической зрелости сына или дочери, то есть по­лучить ответ на вопрос, насколько развиты у ребенка те пси­хофизиологические функции, на которые приходится наи­большая нагрузка в процессе учебы. К таким функциям отно­сятся, например, умения произвольно управлять, своим поведением, слушать и понимать обращенную к себе речь, конце­нтрировать внимание, а также умение строить взаимоотноше­ния со сверстниками и с учителями. Если же ваш ребенок уже пошел в школу и вы видите, насколько процесс вхождения в школьную жизнь для него сложен, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста по поводу выявления зоны трудностей, с которыми столкнул­ся ваш первоклассник, для того чтобы создать необходимые условия для успешного обучения.
Сынишка все время берет в школу игрушки. Как на это реагировать?
 С точки зрения психолога, необходимо попять, ЗАЧЕМ ребенок берет в школу игрушку. Что она для него в школе? Если это. верный друг, который помогает в трудной ситуации (в какой - тоже очень важный для нас вопрос), это одно де­ло, а если ребенку скучно, неинтересно, задания трудные, непонятные, это уже совсем другое. А может быть, игрушка – средство привлечения к себе внимания одноклассников. При­чин может быть много, но их важно понять, для того чтобы правильно вести себя с ребенком.
 • Каковы основные признаки готовности ребенка к школе?
 Существуют ли простые, «домашние» тесты (задачки), позволя­ющие родителям определить эту готовность? В 6 лет и 5 меся­цев для мальчика не рано идти в школу? Переход от дошкольного, «игрового», детства к школьному, «учебному», - очень непростой и многоступенчатый процесс. Успехи вашего ребенка в школьной жизни на самом деле за­висят от большого количества факторов: общего умственного развития, уровня познавательной активности, умения сохра­нять и поддерживать учебную деятельность, сознательно под­чинять свои действия правилу, предлагаемому учителем, при­нимать систему новых требований и норм поведения, умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания. Ребенок должен также обладать развитой речевой, слухо-речевой и зрительной памятью и достаточно высоким темпом деятельности. Кроме того, многие школьные трудности, кото­рые волнуют нас, взрослых, связаны с состоянием здоровья ребенка, а ведь оно закладывается еще в раннем детстве и за­висит от того, как протекала беременность, как проходили ро­ды, чем и как ребенок болел в раннем детстве. Хочется заметить, что к школе должен быть готов не толь­ко будущий первоклассник, но и его родители. Известно, что школьные проблемы и трудности ребенка могут получать не­гативный резонанс в семье, а связано это с тем, что часто мы, взрослые, неадекватно оцениваем возможности и способности своих детей;. Наши родительские амбиции не позволяют нам доброжелательно и систематически помогать ребенку преодо­левать абсолютно естественные в жизни каждого школьные трудности, а ведь мы должны поддерживать его эмоциональ­но, укрепляв ь его веру в самого себя и свои возможности.
Дочери 5 лет и 6 месяцев. Хотим через год отправить ее в школу. Что Вы думаете о раннем пступлении ребенка в школу?
 Что говорит статистика о таких случаях? И как эффектив­нее подготовить ребенка к школе за оставшийся год? Во многих случаях раннее поступление в школу неоправ­данно. Ведь что такое школа для первоклашки – новый кол­лектив, новые занятия, учительница, много новых обязаннос­тей и, главное, очень большие нагрузки - интеллектуальные, психологические, функциональные, физические. Если вы уве­рены, что ваш ребенок достаточно зрел, чтобы справиться и не сломаться в этот напряженный период, что школа, в кото­рую он идет, работает с установкой «школа для ребенка, а не ребенок для школы», если учитель внушает вам доверие и, наконец, если ваша семья полна терпения, спокойствия и снисходительности, тогда в добрый путь!
Через год мой сын пойдет в первый класс, но уже сегодня от него мы с тревогой слышим такие слова: «Там сложно, я не хочу». Как родителям психологически подготовить ребенка кшколе, как сделать первое сентября действительно праздни­ком для ребенка?
Обычно так говорят дети, которых слишком рано начали готовить к школе. Я не веду речь о том, что вы буквально по­садили ребенка за парту. Мы с вами понимаем, что подготов­ка к школе и школьные успехи напрямую взаимосвязаны, но очень часто, «насыщая» ребенка во благо школы всевозмож­ными знаниями и умениями, мы забываем о праве малыша на детство с его спонтанностью, естественностью, возможностью поиграть. Результат - сопротивление ребенка как процессу обучения в целом (если взрослые перегнут палку в своем старании обучить малыша всему), так и школе, которая «превратила маму из любящей малыша, принимающей его таким, ка­ков он есть, со всеми его детскими заморочками, в домашнюю учителку». И еще, ваш мальчик может сопротивляться школе из-за того, что ощущает высокий уровень родительских притяза­ний. А это, вполне возможно, вызывает у него повышенную тревожность и даже формирует скрытый страх перед школой. • Дочка в группе дошкольной подготовки была лучшей ученицей. А в 1 классе самой большой проблемой стало успоко­ить ее, если вдруг она оказывалась не «самой-самой». Как справиться с комплексом отличника? Вообще-то говорить о «комплексе отличника» можно толь­ко в том случае, когда стремление вашей девочки к отличным оценкам как-то реально мешает ей в жизни. Ведь если гово­рить об учебе, то дети-отличники хорошо адаптируются к школе именно посредством отличной учебы: им нет нужды, как другим ребятам, искать и пробовать какие-либо варианты адаптивного поведения, им и так ясно: получил пятерку -и родителям радость, и учителю хорошо. Угодишь всем. Хотя обычные школьные пятерки не всегда говорят о комплексе отличника. Если они добываются ребенком в рамках собственной логики, пусть даже непонятной взрослым, и ради ка­кой-то личной выгоды, это одно дело, но если пятерка стано­вится самоцелью и все, что ниже пятерки, - это катастрофа и провал, тогда все гораздо сложнее. «Разрулить» подобную ситуацию вам поможет квалифици­рованная семейная терапия, так как формируется этот комп­лекс условиями воспитания, когда кто-то из значимых для ребенка взрослых, чаще всего мама, начиная еще с дошкольного периода хвалит его буквально за все достижения, рождая ситуацию «успех кормит успех» и «хороший ребенок - отлич­ник - мамина гордость и радость всей семьи».
 • Мой ребенок гиперактивный, ни минуты не сидит на мес­те. Перед школой пошли к психологу именно с этой пробле­мой, чтобы предотвратить трудности адаптации к школьной жизни. А психолог меня успокоила, сказав, что как раз актив­ным детям проще приспособиться к новым условиям, чем спо­койным детишкам. Но меня все-таки гложут сомнения, действительно ли это так?
 Хотелось бы сразу уточнить, ваш ребенок активный или гиперактивный? Если вы говорите о гиперактивности, то какой специалист - невролог, психоневролог - поставил такой диагноз? Высокая двигательная активность свойственна очень многим детям, но в отдельных случаях она достигает патоло­гической степени выраженности, тогда мы и говорим о гиперактивности, которая характеризуется даже не активностью, а расторможенностью. Вообще-то самые разные нарушения пси­хической деятельности наших детей могут иметь «фасад» в виде излишней активности. Активным детям, если они готовы к обучению в школе, действительно легче адаптироваться к школе. А вот гиперак­тивный ребенок с самого начала обучения не может спокойно сидеть на уроке. Он постоянно отвлекается, суетится, не мо­жет самостоятельно организовать, развернуть свою деятель­ность, то есть работу на уроке. Его проблемное поведение часто сочетается с трудностями в усвоении школьных навы­ков - чтения, счета, письма. Поэтому первое, что необходимо сделать, - с помощью специалиста определить, есть ли у ва­шего ребенка синдром гиперактивности или же ваш сын прос­то активный, живой мальчик, наделенный от природы непо­седливостью и любознательностью.
 • Ребенок пишет печатными буквами с 5 лет, читает самостоятельно с 6 лет. При этом часто делает ошибки в написании букв, пишет в обратную сторону (например: буквы 3, К, Я, а также цифры 3 и 6). Сейчас дочери 7 лет, поступила.в 1 класс, пока картина та же. Что следует делать?
Причинами зеркальности могут быть: левшество (скрытая амбидекстрия); несформированность у ребенка пространствен­ных представлений, если в дошкольном возрасте этому уделя­лось мало внимания. Следует помнить, что навык письма не­обычайно сложен, успешность его формирования зависит от сформированности межполушарного взаимодействия, то есть от того, насколько правое и левое полушария «дружат» меж­ду собой. У ребят с элементами левшества этот процесс фор­мируется до 9-10 лет.
У меня очень впечатлительная, эмоциональная дочь. После школы (она первоклашка) долго находится в перевозбуждён­ном состоянии, отдыхать отказывается, а если заставляю, то возится в постели, а главная проблема - совсем не может молчать, разговаривает постоянно, помногу раз повторяя одно и то же. При этом она невнимательна, слышит только себя, пропускает задание мимо ушей. Как можно помочь себе и ре­бенку?
По всей видимости, ваша девочка не была готова к систе­матическому обучению в школе по состоянию здоровья. Ин­теллектуальное развитие ребенка, я думаю, соответствовало возрасту, но ее повышенная возбудимость, эмоциональная не­устойчивость, быстрая истощаемость, выражающаяся в том, что ей «трудно отдыхать», - все это свидетельствует об осо­бенностях здоровья девочки, которое вы должны обсудить с такими специалистами, как невропатолог или психоневролог.
Сейчас первоклассникам не принято ставить отметки за ответы. А ведь ребенок так нуждается в «документальном» подтверждении своих успехов. Какую форму поощрения Вы считаете самой приемлемой для первоклассника?
Действительно, отметки первоклассникам не ставят, однако оценивание является для ребенка необходимым условием раз­вития. Нам с вами, уважаемые родители, следует учитывать, что «оценка» и «отметка» — это не синонимы. В школах в первых классах не принято ставить именно оценки, тогда как оценивание в форме «звездочек, солнышек, елочек» обяза­тельно должно проводиться учителем. Вы можете спросить, зачем это нужно? Прежде всего оце­нивание помогает формированию адекватной самооценки уча­щегося; затем, это очень важная форма предоставления ребен­ку и родителям некой «обратной связи» о том, как складыва­ются его дела в школе, на что следует обратить внимание и т.д. Для учителя же оценивание служит достаточно активным методом управления учебным процессом. Вы спрашиваете о форме поощрения ученика за устный ответ, как я поняла. На мой взгляд, таким средством может быть поддерживающее слово учителя, возможно, похвала, ес­ли ребенку это нужно (обычно - нужно), но не ОЦЕНКА. Учеников, а иногда и самих родителей, следует освобождать от «оценочной зависимости». Поэтому отсутствие оценок (непременно вкупе с позитивным, адекватным оцениванием) –необходимое условие успешной адаптации наших детей к школе.
 • Моему сыну 7 лет, пошел во второй класс. Весь предыду­щий год учитель жаловалась на неумение ребенка сосредото­читься, на рассеянность, невнимание. Задания сын выполняет только со «стоянием над головой», на замечания реагирует улыбаясь, строя гримасы, чем вызывает смех всего класса. Чи­тает медленно, переставляя слоги, не дочитывает окончания. Пишет, пропуская буквы, в основном гласные. Подскажите, та­кое своеобразное поведение - это недостатки воспитания?
Или связано с другой проблемой? Вашему сыну 7 лет, и он пошел во второй класс. Это зна­чит, что в школу он пошел с 6 или с 6,5 лет. Заочно сложно определить причины его неуспешности, но, на мой взгляд, сложившаяся ситуация связана с тем, что на момент поступле­ния в школу ваш, мальчик еще, к сожалению, не достиг необ­ходимого уровня психического и физического развития. Иначе говоря, он не был достаточно зрел для систематического обу­чения в условиях массовой общеобразовательной школы. Скорее всего, интеллектуальное развитие ребенка соответ­ствовало школьным требованиям, но интеллектуальное разви­тие как готовность к обучению не есть школьная зрелость, ко­торая дает возможность ребенку развить способность активно и, самое главное, произвольно (то есть когда надо) сосредотачи­вать свое внимание, ставить перед собой цель что-то выучить, запомнить, сделать. При этом и поведение ребенка должно от­личаться произвольностью. Тогда он способен принять требова­ния учителя, он учится строить отношения со сверстниками и может подчиняться новому для себя режиму дня. Очень важно: несмотря на то что выполнение многих учебных правил дается детям с трудом, когда ребенок готов к обучению, они не вызывают у него протеста и воспринимают­ся им как необходимые. Поведение вашего сына изначально не связано с его вос­питанием. Однако вашему ребенку необходима серьезная по­мощь, в которой огромную роль сыграют правильная роди­тельская позиция, тесный контакт с учителем и, конечно, кон­сультация специалиста. Ведь ваша общая задача - «постро­ить» учебную деятельность ребенка, развить его желание учиться, его познавательную активность, но делать это надо на легком и доступном для него материале.
ЧТО НЕОБХОДИМО КУПИТЬ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ:
23/10/2014
1. Рюкзак ученический.
2. Два мешка для сменной обуви.
3. Пенал. .
4. Ручки с узким стержнем (стабило) - 5 шт.
 5. Цветные карандаши 12 цветов.
6. Простой карандаш - 5 шт.
7. Ластик - 2 шт.
8. Линейка 15-20 см (чтобы помещалась в пенал)с  ОДНОЙ шкалой (см) и нулем.
9. Точилка - 2 шт.
10.Обложки для тетрадей А4 - 10 шт. 10. Обложки для тетрадей А5 - 10 шт.
11. Обложки для учебников А4 - 5 шт.
12. Тетради по математике - 10 шт.
13. Тетради по письму в узкую, косою линию - 10 шт.
14. В широкую линию - 1 шт.
15. Физкультурная форма (белая майка, черные шорты,носки, спортивный костюм для занятий на улице).
16. Прогулочные штаны непромокаемые.
17. Запасные варежки для зимних прогулок.
18. Ножницы, длина 15-20 см.
19. Бумагу для черчения - 2шт. (но не альбом)
20. Цветная бумага - 10 листов, 3 набора.
21. Цветной картон А4- 10 листов, 3 набора (светлые тона).
22. Клей-карандаш. 23. Клей ПВА.
24. Кисточка для клея.
25. Салфетки бумажные.
26. Кисточки для рисования - белка, круглая №№ 2, 3, 4.
27. Линейка 30 см.
28. Баночку для рисования (можно непроливайку)
29. Клеёнку на половину парты
30. Простые карандаши - 5 шт.
31. Краски - акварель (российского производства).
32. Краски - гуашь 12 цв. (российского производства).
33. Пластилин 1 упаковка (российского производства).
34. Счётные палочки - 2шт.
35. Сигнальные цифры, буквы.36. (1234567890) (ауеыаоэяию) (йцкнгшщзхъфвпрлджчсмтьб)
37. Спортивная обувь (лёгкая).
38. Папку для труда.
39. Тряпочку для вытирания рук,кисточек.
40. Файлы.(100)
41. Бумагу А4 (пачку).
42. Папку для файлов(с кольцами) - 2 шт.
43. Касса букв.
44. Касса по математике или из спичечных коробков.
45. Подставка для книг.
46. Линейка-трафарет.
47. Органайзер
ВСЁ НАМЕЧАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК МОГ ОТЛИЧИТЬ СВОЁ.
НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ ДОКУМЕНТЫ:
1.Заявление родителей о приёме в школу (только от руки на тетрадном обрезанном листке)
2. Копия свидетельства о рождении.
3.Характеристика (из ДОУ)
4. Акт обследования материально-бытовых условий семьи.
5. Медицинская справка с указанием группы здоровья и физкультурной группы
6.Справка о регистрации (из местной администрации)
7.Договор образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающегося
8.Справка из УСЗН о получении детского пособия (если получаете)
                                                                                                                
Памятка родителям будущих первоклассников
25/09/2014


1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

Середина мая.
Если вашему ребенку седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И скорее всего у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками?
Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

Первый и самый простой - это ваши собственные наблюдения.
Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.
Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.

Второй способ определить готовность ребенка к школе.
Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.
Важно получить следующую информацию:
Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?
Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают почти в каждом детском саду и школе.
Тесты и упражнения для будущих первоклассников.
Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.



Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
- нарисовать фигуру человека;
- скопировать небольшую фразу;
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.
После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.
При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.
Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:
1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.(КОНЕЦ)
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.

 

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025