Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 21.07.2025, 16:49

Учителям, родителям, всем, кому не безразличен ребёнок.

Меню сайта
Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Июнь » 01 » Внеклассное мероприятие "Хлеб и каша - пища наша"
17:06
Внеклассное мероприятие "Хлеб и каша - пища наша"


Тема: «Хлеб и каша – пища наша».
Цели: рассказать историю происхождения хлеба; раскрыть его значение для нашего народа; воспитывать патриотизм, бережливость,  уважение к чужому труду; расширить кругозор обучающихся. Сформировать представления о принципах рационального питания, об их значении для развития здоровья человека. Дать понятие о составных компонентах хлеба, о его ценности в рационе питания, вариантах сочетания хлеба с другими продуктами; закрепить представления детей о соблюдении режима питания, основных принципах гигиены питания; развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал, анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения.
Задачи: 1) рассказать о значении хлеба в жизни человека ;
               2) проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;
               3)проверить самостоятельную работу учащихся по поиску
1.Организация  
Вы готовы к разговору?
На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс
И всё получится у нас!
(на слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле картинки) (1слайд)
1.      Удивителен запах хлеба!
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.
-Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет, спелые колосья. Пшеница  передаёт вам тепло  этого  дня. (пожимает руку одному из детей, ребёнок передает пожатие по кругу).
-Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия (Дети садятся).
-Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение?
-Настроение, как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
2.Введение темы и цели занятия.
-Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)
-Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? (хлебе, о блюдах из зерна)
-Отгадайте загадки? (2 слайд)
-Тема нашего занятия так и звучит: «Хлеб и каша – пища наша». (3 слайд)
-Давайте определим цели занятия: (4слайд)
УЗНАТЬ…(новое по теме, полезность данных продуктов, когда появился хлеб)
ПОВТОРИТЬ…(какие бывают хлебобулочные продукты, виды каш…)
ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу)
 
3.Работа по теме урока.
Страничка «Хлеб –всему голова» (5 слайд)
-Что вы знаете о хлебе?  (ответы детей)
-Много труда вложено, чтобы хлеб пришёл на стол.
-Какие труды?  (ответы детей)
Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек.
Пекарь. Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе? (ответы детей)
-Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.
Игра «Откуда берется хлеб»
Детям раздает рисунки, на которых изображены  выпахивание поля,  высевание зерен,  сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. Их нужно расставить в правильном порядке. ( 6 слайд)
Пекарь. Молодцы, ребята!!! Ох, и много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку, и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, что только не выпекают,— его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.
-Один хлеб белый, другой черный. Белый - пшеничная мука, чёрный – ржаная мука. Хлеб  является одним из самых главных продуктов питания. Дорогих гостей встречают хлебом – солью.
Ученица:
  1. С караваем соль подносим,
  • Рецепт гурьевской каши. (20 слайд)
  • 1/2 стакана манной крупы
  • 2 стакана молока
  • 1/2 ст. измельчённых грецких орехов
  • 2 стол. ложки сахара
  • 2 ст. ложки сливочного масла
  • 2 яйца
  • соль, ванилин по вкусу
  • лук репчатый - 6 шт.
  • морковь - 2 шт.
  • пшено - 4 ст. ложки
  • перловая крупа - 4 ст. ложки
  • горох - 4 ст. ложки
  • растительное масло - 2 ст. ложки
  • вода - 2 стакана
  • соль - по вкусу
Поклонясь, отведать просим, -
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб - соль из рук!
 
 
-Я надеюсь, что ваши знания сегодня пополнятся
Пекарь. Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.
3.      Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол         
Он пожаловал, пришел.
 
4.      В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
(Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины.)
Пекарь уходит.  
Дети представляют свои проекты по группам.
Первая группа – представляет выпущенную газету «Что мы узнали о хлебе». В этой газете представлены сведения об истории появления хлеба, археологических находках.
Ученик
5.      -Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали то, что земля сама для них припасла; ягоды, грибы, сочные стебельки. Случилось так, что вместе с грибами человек случайно  приносил в корзинке зёрнышки. Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки – они оказались вкусными, а позже они научились  и кашу из них готовить.  
6.      И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался  к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Человек увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусок в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «Хлеб».
-Спасибо, ребята.
(7 слайд)
-А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, кто хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу.
(артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнёр, механизатор, мельник, кондитер, портной)
-Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (пироги, пирожные, торты, пряники, печенье, крендели )
-Что добавляют в муку, чтобы получились вкусные булочки, мягкие плюшки? (вода, соль, дрожжи, сахар).
-Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Посушить сухарики, сделать гренки).
-А вы знаете,  какие питательные вещества содержатся  в хлебе и пирожных?
-Слово дается второй группе
Вторая группа - представляет выпущенную газету «Полезный ли продукт хлеб?» В ней обучающиеся рассказывают о том, чем полезен хлеб, какие витамины и питательные вещества содержатся в хлебе.
7. - Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.
8. - У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
9. В Украине очень популярна паляница.
10. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
11. У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
12. Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
13. Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
- Почему не назвали торты, печенье, пирожные? Это кондитерские изделия.
-Хлеб богат белками и витаминами, а пирожное  жиром.
14. Хлеб никогда не приедается и не надоедает – таково его удивительное свойство. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов. Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
-Молодцы, ребята ! Слово берет третья группа.
5. Физминутка. Исполнение песни "Каравай".
- Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку "Каравай", которую вы все прекрасно знаете. Давайте исполним эту песню для ????????????????, у которо???  скоро будет день рождения.
Исполнение песни "Каравай - каравай"
 
Третья группа - составляют альбом,   подбирают пословицы о хлебе, загадки, стихи о хлебе.
-О хлебе  написаны стихи, песни, рассказы. Давайте, послушаем ребят.
15. В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
 
16. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
 
17. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Отгадайте  загадки.
1) Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый.                (Хлеб)
                      2) Птица Юрица на ветер глядит,
                           Крыльями машет, сама ни с места.       (Ветряная мельница)
3) У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
    От рождения седая мать по имени...              (Мука)
                       4) Корабль-великан по земле идет.
                           Поле пройдет — урожай соберет.        (Комбайн)
5) Вырос в поле дом.
    Полон дом зерном.
    Стены позолочены.
    Ставни заколочены.         (Зерно)
 Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда.
-Недаром народ создал пословицы:
Земля матушка, а хлеб батюшка.
Хлеб - это жизнь.
Хлеб - кормилец.
Без золота проживешь, а без хлеба – нет.
-Спасибо, ребята!
-Как нужно относиться к хлебу?
-Отношение к хлебу  должно быть бережное.
-Нельзя бросать хлеб, где попало.
-Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб - драгоценность, им не сори.
Эти замечательные слова мы подарим нашей школьной столовой. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.
Я предлагаю вам памятку.
ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ!  (8 слайд)
18. В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
19. Не бросай где попало недоеденный хлеб!
20. Смолоду научись ценить труд других.
21. Когда за столом вы, ребята, сидите,
   То помните, кто для вас хлеб создаёт!
22. Берегите хлеб, люди!
   Научитесь хлеб беречь!
23. Хлеба к обеду в меру бери!
   Хлеб – драгоценность!
   Им не сори!
-Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей. Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Учитесь ценить труд других.
Ученица:
24. Каравай земли и неба
На твоём столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
 
25. В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
 
26. В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
 
27. И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок!
1.Рассказ учителя.
- Следующая страничка нашего занятия называется так "Праматерь хлеба".
Страничка «Праматерь хлеба» (9 слайд)
-Кто из вас сможет объяснить это выражение? (Мать всех хлебов)
-Отсюда и пословица «Каша – мать наша». (10 слайд)
-Кто из вас хоть раз в жизни каши не пробовал? На Руси каша являлась одним из основных блюд.  А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли «кашей». Кашу варили в знак  мира и дружбы. А если соглашения достичь не удалось, то и говорили? (11 слайд)
-А вы не догадались, что говорили?
-«С ним каши не сваришь» Выражение дошло до наших дней.
Сейчас я вас приглашаю в гости к русской народной сказке "Каша из топора".
2.Сценка "Каша из топора". (_12 слайд)
(Входят Солдат и Старуха.)
Ведущий:
Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…
Солдат:
Здравствуй, Божья старушка!
Дай мне чего-нибудь поесть.
Старуха:
Вон там на гвоздике повесь.
Солдат:
Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
Старуха:
Где хошь, там и заночуешь.
Солдат:
Глухая! Подавай на стол!
Старуха:
Да нечего, родимый!
Солдат:
Свари кашицу!
Старуха:
Да не из чего, родимый!
Солдат:
Давай топор, я из топора сварю.
(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)
Ведущий:
Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
Солдат:
Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.
(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)
Ведущий:
Солдат сыплет крупу, пробует.
Старуха:
Готова ли?
Солдат:
Совсем готова была, да только маслом сдобрить.
(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)
Солдат:
Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!
(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)
Старуха (смакуя кашу):
Служивый, а когда ж топор будет есть?
Солдат:
Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)
(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)
Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.
- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?
(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.
-Названия каш вы знаете? (ответы детей: рисовая, манная, гречневая, пшеничная)(13 слайд) - Самые "старшие" среди каш - пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу - 5 тысяч лет; гречневую кашу - 4 тысячи лет.
- Знаете ли вы крупы? (14 слайд)
-А сможете ли назвать  - какая каша из зёрен  каких растений готовится? (15 слайд)
-Кто из вас любит кашу?
-Как показали результаты анкетирования, в нашей школе кашу любят все
Самые любимые каши  рисовая -  6 у., гречневая-  3 у., манная- 5 у., пшеничная- 1у.  
 (16 слайд)
-Кто знает, как варят кашу?
(молоко, вода, соль, сахар, крупа, масло)  
-Как кашу можно сделать ещё вкуснее? (17, 18 слайд)
(Можно добавить варенье, сухофрукты)
-- Как вы думаете, когда лучше всего есть кашу? (19 слайд)
 (На завтрак)
-Кто из вас слышал о Гурьевской каше?
Гурьевская каша
Казалось бы, что может быть проще манной каши. Достаточно вскипятить молоко, посолить, подсластить его, аккуратно засыпать манную крупу, и через несколько минут блюдо готово.
Фантазия же и мастерство русских кулинаров позволили превратить это прозаичное кушанье в подлинный шедевр.
Название каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и изобретатели каши Захара Кузьмина.
Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельной восхищение.
Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской, имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.
Суворовская каша.
-Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец) (21 слайд)
- 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.
- Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с темой сегодняшнего урока?
- Прочитайте об этом на карточках и приготовьте ответ.
- После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы - высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат его войска не оставалось сил и в довершении ко всему закончилось пропитание и старик командующий - а Суворову тогда исполнилось 70 лет - всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской.
- Какую информацию узнали?
Рецепт Суворовской каши: (22 слайд)
 А сейчас поиграем. Игра «Продолжи пословицу». (23,24 слайды)
-Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На одних карточках записано начало  , на других продолжение. Одна группа читает начало  , продолжение должна выбрать другая группа. Эту игру нам приготовила третья группа.
Без хлеба - не будет и обеда.
Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.
Гречневая каша – матушка наша.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе стоит.
Хлеб ногами топтать – народу голодать.
Кашу маслом не испортишь.
Нет хлеба – нет обеда.
4. РЕФЛЕКСИЯ.  (24 слайд)
- Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фр

аз.
Я понял(а), что …
Я узнал(а) ….
Мне было интересно …
Я теперь буду …
 (ответы детей)
Нам жить, пока стоят хлеба
И петь о них, пока имеем голос.
Как хлебороба вечная страда
В судьбе нашей страны – ВЫСОКИЙ КОЛОС!

 


Просмотров: 2325 | Добавил: ryzhkova | Теги: Внеклассное мероприятие по правильн | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 4
0  
4 MARGARITA   (13.06.2013 11:38) [Материал]
CPASIBO!!!

0  
3 Елена   (13.06.2013 11:36) [Материал]
Спасибо за разработку!

0  
2 Ольга   (13.06.2013 11:35) [Материал]
Интересный познавательный материал. Возьму в пользование. Спасибо!!!

0  
1 ryzhkova   (04.06.2013 10:15) [Материал]
СПАСИБО ЗА РАЗРАБОТКУ!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025