Тема урока: «Формула площади прямоугольного треугольника»
<BODY> Цели урока: - закреплять умение решать геометрические задачи на нахождение площади произвольного треугольника, используя формулу; - закреплять вычислительные умения и навыки; - развивать внимание логическое, аналитическое и пространственное мышление; - умение делать выводы на основе наблюдений за учебным материалом; - воспитывать аккуратность, уважительное отношение друг к другу. Тип урока: урок закрепления знаний Учащихся в классе (аудитории): 26 Используемые учебники и учебные пособия: учебник "Математика" 4 класс, Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н. Используемое оборудование: Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска Используемые ЦОР: презентация PowerPoint "Площадь треугольника" Краткое описание: урок закрепление изученного материала по теме "Площадь треугольника S-ah:2. На уроке ученики самостоятельно выводят формулу площади произвольного треугольника и применяют данную формулу при решении практических геометрических задач, так же закрепляются вычислительные навыки, общеучебные навыки: чтение чертежа, составление плана работы, анализ и синтез учебного материала. Ход урока: I. Орг. момент. II. Актуализация знаний. Чистописание. Записать число, в котором 42 единицы I класса и 97 единиц II класса. Дать характеристику этому числу. Один ученик записывает на доске и комментирует вслух: Это число стоит в натуральном ряду чисел на девяносто семь тысяч сорок втором месте между девяносто семью тысячами сорока одним и девяносто семью тысячами сорока тремя. Это число чётное, т. к. его можно разделить на два, оно пятизначное, потому что для записи использовали, пять цифр: 1-я цифра – 9 десятков тысяч, 2-я – 7 единиц тысяч, 3-я – 0 сотен, 4-я – 4 десятка, 5-я – 2 единицы. Всего в этом числе 97042 единицы, 9704 десятка, 970 сотен, 97 единиц тысяч, 9 десятков тысяч. Его можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 90000, 7000, 40 и 2. Запись на доске и в тетрадях: 97042, 97042, 97041 и 97043, 97042, 9 д. т. 7 ед. т. 0 с. 4 д. 2 ед.; 97042 ед. 9704 д. 970 с. 97 ед. т. 9 д.т. 97042 = 90000 + 7000 + 40 + 2 III. Актуализация знаний. Устный счёт. Составьте четыре выражения с данным значением (Ученики предлагают свои выражения, учитель записывает их на доске, одноклассники проверяют, верно, ли они составлены). На ИД чертёж: Подумайте, как убрать два отрезка, чтобы осталось 4 одинаковых квадрата (ученики выходят к доске и показывают на чертеже свои варианты ответов).
IV. Применение знаний. Закрепление изученного материала. У меня на доске записаны знаки. О чём они вам говорят? a 2 S h (это цифры и латинские буквы, которые используются в формуле площади треугольника S = ah : 2) Прочитайте вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить. Для всех ли типов треугольников подойдёт эта формула?
Но сначала вспомним, что обозначает каждая буква и цифра в этой формуле? (S – это площадь треугольника, а – его основание,h – высота, проведённая к этому основанию) Площадь треугольника равна произведению основания и высоты разделённому на 2. Для нахождения площади, каких треугольников мы можем использовать эту формулу? Перед вами лежат карточки с фигурами. Что объединяет эти фигуры? В чём их различия? (Это – треугольники. Они отличаются по типу углов: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный.) Что нужно сделать с остроугольным треугольником, чтобы найти его площадь?(ответы детей) Проведите высоту, найдите площадь этого треугольника. S = 6 * 4 : 2 = 12 (см2) Найдите площадь тупоугольного треугольника, используя ту же формулу. S = 8 * 3 : 2 = 12 (см2) Что вы сделали, чтобы выполнить моё задание? Нужно ли проводить высоту в прямоугольном треугольнике, чтобы найти его площадь. Обоснуйте свой ответ. Найдите площадь прямоугольного треугольника, используя известную формулу. S = 6 * 3 : 2 = 9 (см2) Ну а теперь, выполнив это задание какой ответ вы можете дать на наш вопрос?
Вывод: площадь любого треугольника равна половине произведения его основания на высоту, проведённую к нему.
Найдите в новом учебнике № 113, в старом - № 117. Прочитайте вывод. Согласны ли авторы учебника с вашим выводом? Блиц-опрос: - сколько высот можно провести в треугольнике? - а в прямоугольном? - чем являются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол? V. Применение знаний. Основная задача. №118. Прочитайте задачу про себя. Какой вид краткой записи будет более выгодным? Обоснуйте свой выбор. Заполните таблицу данными и искомыми величинами задачи. Один слабоуспевающий ученик на интерактивной доске выполняет это задание с помощью учителя.
Вместимость 1 лодки Количество лодок Всего людей 4хместные 4 чел. 7 л. ? чел. 76 чел. 6иместные 6 чел. ? л. ? чел.
Проверьте, правильно ли заполнена таблица на доске? А вы справились с этим заданием? Подумайте, сколько действий в задаче, какие они? Выберете правильную схему-план решения этой задачи (на ИД): Один сильный ученик решает за закрытой доской, а слабоуспевающий на доске с комментированием вслух. Тот, кто решит эту задачу в тетради быстро, приступает к следующему заданию. Какой первый вопрос в задаче? Выполняй действие. Сколько всего человек сели в четырёхместные лодки? 1). 4 * 7 = 28 (чел.) Сколько человек в шестиместных лодках? 2). 76 – 28 = 48 (чел.) Сколько шестиместных лодок? 3). 48 : 6 = 8 (л.) В.: (76 – 4 * 7) : 6 = 8 Ответ: 8 шестиместных лодок заготовили. Ученик, решающий за закрытой доской, проверяет решение ученика на доске и свою. Затем открываем «Шторку» на ИД и проверяем. Оценивает обе работы. VI. Применение знаний. Повторение пройденного материала. Найти значение выражений удобным способом. Каким арифметическим свойством умножения вы воспользуетесь, чтобы выполнить это задание? По два выражения два ученика решают у доски, остальные – в тетради. 17 * 3246 14600 * 28 175 * 356 305 * 246 Вопрос к ребятам у доски: «Проверьте, правильно ли вы выполнили решение?» Вопрос к классу: «Есть ли у вас замечания к отвечающим? А к самому себе?» Если есть ошибки, заметивший исправляет их, если отвечающий сам не смог. VII. Рефлексия. Итог. Что мы выяснили сегодня на уроке? Где нам пригодятся эти знания? Что удалось, а на что надо обратить внимание? Домашнее задание: составить две задачи на нахождение площади треугольника.