|
Каталог статей
Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС нового поколения
Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС нового поколения учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Рыжкова О.К. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1]и опыта реализации воспитательной работы МОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности: · в содержании и построении уроков; · в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; · в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; · в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; · в личном примере ученикам. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях: · Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п. · Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционные спортивные праздники, посвящение в первоклассники, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.). · Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций с родителями по оказанию помощи малообеспеченным семьям, отправке посылки солдату – выпускнику нашей школы. К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся: · ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); · характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); · индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.). Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. И в завершении хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». [1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: ryzhkova (19.11.2011)
|
Просмотров: 20369 | Комментарии: 44
| Рейтинг: 5.0/5 |
|
|