Цель: закрепить в сознании мысль о том, что толерантность – это необходимое
качество человека, живущего в современном, многонациональном и поликонфессиональном
мире.
Задачи: - познакомить с содержанием понятия «толерантность»;
- познакомить с
основными идеями гуманистической психологии;
- осветить основные
черты современного российского общества;
- дать рекомендации
по развитию толерантности .
Оформление: тема
беседы на доске, проблемный вопрос «Легко ли быть толерантным?»
План.
Толерантность – что это такое?
Особенности современного российского
общества.
Основные черты толерантного человека.
Как научиться быть толерантным.
1.Толерантность
– это новое модное слово, которое широко используется в печати и педагогической
литературе, но что оно означает?
Обратившись к философскому словарю, мы
узнаем, что оно переводится с латинского как «терпимость». Толерантность имеет
почти одинаковый смысл во всех языках: в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение , когда человека думает и действует иначе, чем ты
сам;
в китайском – быть
по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение,
сострадание; в русском – умение принять другого, таким, какой он есть.
Быть толерантным, значит быть терпимым по
отношению к другим, причем не только по отношению к чужому, отличному от нашего
мнения, но и по отношению к индивидуальным проявлениям личности другого
человека, особенностям его характера и темперамента.
По сферам проявления различают:
Политическую толерантность – терпимость к людям других политических
взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои
политические воззрения;
Научную толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке,
допущение разных теорий и школ;
Религиозную – уважать чужие
обычаи и традиции, признавать право других людей на свободу совести;
Педагогическую толерантность –
терпимость к собственным детям, учащимся, умение простить их несовершенства;
Административную – умение
руководить без нажима и агрессии.
Обобщая вышесказанное , можно сделать вывод, что толерантность – это
личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание
того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот
мир различны и не могут и не должны сводится к единообразию. Толерантность
выражается на психологическом уровне ( как внутренняя установка и отношение
личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная
норма).
2. Обществом называется некая совокупность индивидуумов и способы их
взаимодействия, ограниченная временными и пространственными рамками. Обществом
можно считать и школьный класс, и все население
государства.
Главной особенностью всех современных обществ является то, что они
состоят из представителей разных народов с их национальными традициями и
обычаями, исповедующих разные религии.
В демократических обществах,
коими считаются американское и европейское, признали значимость развития толерантного
сознания. ЮНЕСКО была принята даже Декларация принципов толерантности. Эта
Декларация призвана препятствовать распространению националистических и
расистских настроений в обществе. Россия 31 декабря 1999 года также
приняла план мероприятий по профилактике экстремизма, формирования установок
толерантного сознания.
И хоть план мероприятий был принят недавно, Россия может похвастаться
богатым опытом мирного сосуществования различных народов на территории одного
государства. Обращаясь к истории русского и российского государства, мы найдем
массу тому примеров.
Необходимость развития
толерантного сознания усиливается во времена экономических кризисов и
потрясений. В это время наблюдается тенденция обвинять во всех бедах
представителей национальных меньшинств и некоренных народов. В средствах
массовой информации создается образ врага – иноверца или инородца ( лицо
неславянской внешности, лицо кавказской национальности). В реальной жизни это
приводит к практическим насильственным действиям по отношению к указанным
лицам, усилению противостояния в обществе, проявлению экстремизма. И здесь
важно помнить, что расколотому на враждующие группировки обществу трудно будет
найти оптимальный выход из кризиса.
3. Отличительные черты толерантного человека:
- он относится к себе критически, сам старается разобраться в своих
проблемах, достоинствах и недостатках;
- он уверен в себе, убежден, что справится со всем;
- не перекладывает ответственность на других;
- стремится к работе и творчеству;
- может правильно оценить себя и других;
- способен посмеяться над собой;
- предпочитает жить в
демократическом обществе, а не в авторитарном;
- комфортно чувствует себя в окружающей среде;
- уважает других;
- предупреждает конфликты.
4.Научить детей быть толерантными могут родители и педагоги. Для
этого они должны:
- признавать способности каждого и уважать позицию каждого ребенка;
- воспитывать детей в мире, не допускать проявлений авторитаризма;
- уметь слушать;
- оценивать не личность в целом, а отдельные поступки;
- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать чувство взаимного
расположения;
- быть примером для детей;
- поощрять совместную деятельность;
- давать возможность самостоятельно решать проблемы, избегать советов.
Соблюдение этих правил, позволит в итоге получить самоактуализирующуюся личность, которая
способна к установлению доброжелательных отношений с окружающими, активно
воспринимает действительность , хорошо в ней ориентируется, отличается
развитыми творческими способностями, признает достоинства других, стремится
принимать мир таким , каким он есть .